Архитектурный тупик

Архитектура жилья

Недавно посмотрел застройку Некрасовки, района Москвы и пришел в ужас от увиденного. Формула – архитектура это машина для жилья, воплощается безжалостно в наше время по всей России. Да, так сложилась жизнь после разрушения СССР, что Москва стала центром притяжения и заработка для граждан России и стран мигрантов-переселенцев из соседних государств. Потребность в жилье выросла таким образом, что уже никто не задумывается об архитектуре, потому как скупят все на корню в любом непотребном виде. Пипл схавает все наглядно это демонстрирует. Главному архитектору Москвы и ведущим архитекторам не до массового жилья, у них бездарное Москва-сити в головах и они навязчиво приучают общество отойти от стереотипов истории и традиций архитектуры России и в частности – Москвы. Сейчас имеем, что имеем, ждемс, родится ли в этих безликих бетонных норах Моцарт или Чайковский? Возможно и родится в наше безвременье композитор в традициях минимализма в музыке или архитектор, которому тупо вычерчивает компьютер это убожество.


Некрасовка – очередной миллион населения

Но что меня огорчает в большей степени – архитектура жилья в Севастополе. Ну я еще пойму проблемы застройки жильем с городами без архитектурной родословной или истории, но вот на примере нашего родного и легендарного Севастополя вхожу в ступор от увиденного и рекламируемого. То же самое, что и в Москве, но только пониже и тоже в цвете, будто у нас пасмурная погода круглогодично. Что это – цеха завода или жилье? Кстати, эти жилые дома построены в промышленной зоне, что уже неприемлемо.


Жилые дома по ул. Токарева – что в Москве, только пониже


Жилые дома по ул. комбрига Потапова. Когда нет архитектуры и мастерства, на помощь приходит цвет или детские раскраски. Все, что нужно здесь сделать – перекрасить фасады в белый цвет.

Административный центр

Чиновничьи технологии таковы, что забрасывается мысль из очередного хауса, а затем, в соответствии с общественным мнением, отвергается во славу и спокойствия города. На этот раз очередной заброс относительно административного центра Севастополя на Северной стороне. Напомню, начиная с 2015 года наши кормчие выдвигали бредовые пожелания относительно перемещения административного центра. Сначала это была Зеленая горка, наш главный градостроительный резерват, затем съехали на территорию Морзавода, далее в район Муссона и вот теперь наш губернатор озвучивает мысль относительно административного центра на Северной стороне. Напоминаю, на Северной стороне количество жителей не более 30-40 тыс. человек, эта территория на перспективу основная рекреационная зона, географически оторванная от основной части города, никак не может быть удобной для административного центра. Возможно, для должностных туристов это комфортная территория смыслов, но не для жителей Севастополя. На примере Москвы могу сказать, что затеи с выводом государственных органов – Думы и Совета Федерации из центра ничем не увенчались. Такова истина и Кремль никуда не уедет от Красной площади. Так в Севастополе сложилось исторически и не нам решать сегодня куда девать эту безмерную кучу чиновников. Уж на мой то взгляд, прежде всего надо оптимизировать такое количество госслужащих на наш небольшой город, к тому же главной базы ЧФ России. Ведь Штаб флота никак не перемещается, хотя задачи решает государственной важности не менее, чем Правительство Севастополя.

Общественные пространства

Я в недоумении, почему идеями и обустройством общественных пространств занимается департамент ЖКХ, а не квалифицированный орган Правительства – департамент Архитектуры и Градостроительства в лице его Главного архитектора? Чего мне почти каждый вечер по ТВ объясняет Горлов Е.С. проблемы и решения общественных пространств, а не главный архитектор города? Не пойму, почему при главном архитекторе нет службы муниципальных архитекторов, которые бы систематически  мониторили проблемы их районов? Почему  в городе разыгрываются спектакли с голосованиями, сбором жителей с их пожеланиями, будто не существуют квалифицированных профессиональных местных архитекторов, способных решать  градостроительные и архитектурные проблемы города? Ведь врачи лечат жителей города без общественных обсуждений и смотров, а тут все всё знают…

Мыс Хрустальный

Застройка мыса Хрустального объектами культуры и искусства очень важна для Севастополя, но как все это делается? Всегда, во все времена, особо важные объекты федерального значения в стране создавались по конкурсам, в том числе международным. Здесь все тайком, без архитектурно-художественного и градостроительных советов, поручают проект приближенным иностранным зодчим со спорной архитектурной ориентацией – деконструктивизмом. Именно таким архитекторам чуждо понимание ансамбля, исторической традиции места и, на мой взгляд, их неполное архитектурное образование приводит к таким дисгармоничным постройкам. Это они приучают население к якобы новому взгляду на архитектуру, но у этой архитектуры нет будущего, потому как придет время, это все разрушат без сожаления. Это не архитектура, а строительные технологии, причем растиражированные по всему миру. Я рад, что когда-то их выперли из центра Рима, а вот у нас, севастопольцев, это сделать не по силам, потому как идет волевая указивка центра. Так для кого это все делается? Для жителей или для галочки и людей пришлых с тату на груди с в каждой руке по гербу? Я уже не говорю, что прогнулись в пол в ущерб главному назначению мыса Хрустального – мемориалу ВОВ 1941-45 гг.





Пример дисгармонии и непонимания ансамбля



Памятник Примирения

На днях состоялось открытие памятника Примирения в ознаменовании окончания Гражданской войны 1921 года. Все происходило по знакомому сценарию, ровно также как и при застройке мыса Хрустального.


Дорогостоящее творение, по старой традиции – без конкурса, без проведения профессионального архитектурно-художественного совета и что очень важно, без градсовета, дилетантами выбрано место под памятник. Только самодовольные персоны и неучи могут так решительно установить спорный высоченный памятник напротив Великого Херсонеса. Это при том, что к памятнику ведет тихая и узкая жилая улица и стоит он в окружении солидных особняков, да к тому же подход к нему сзади… А ведь на Руси всегда была традиция, в память о важнейших событиях истории возводить Часовни или Храмы. На мой взгляд, именно Часовня или Храм на Крови могли быть главным символом и памятью этой братоубийственной войны. И место этим памятным знакам прежде всего исторически на Максимовой даче, где полегли и красные и белые. И когда-то, в далеком прошлом, я наряду с поклонным Крестом и проектировал такую Часовню в память всех убиенных.



Поклонный Крест и проект мемориальной Часовни в районе Максимовой дачи

Железнодорожный транспорт и легкое метро в Севастополе

Недавно в СМИ в очередной раз заброшена якобы очередная новая мысль о том, что дескать с городе следует запроектировать внутригородскую электричку. В который раз, как один из авторов Генерального плана Севастополя 2005г. сообщаю, что в соответствии с Генпланом Севастополя 2005-25 гг. разработана транспортная сеть в виде железной пригородной дороги и легкого метро.


Железная дорога пригородная (внешняя). Строится и реконструируется до двухпутной на базе существующей железнодорожной ветки идущей от Северной, через Инкерман и до Камышовой бухты. Таким образом по внешним границам города вводится скоростная ж/д магистраль связывающая все 4 городские районы. К примеру, в Москве по ее границам существовала аналогичная железнодорожная магистраль промышленного назначения и течении 2-х лет ее реконструировали и построили 30 станций. В настоящее время эта окружная магистраль одна из самых востребованных и загруженных. Кстати, зампред Правительства РФ М. Хуснуллин, который курирует ФЦП Крыма и Севастополя в части транспортных проблем, вел это строительство и справился вполне достойно.


Легкорельсовый транспорт – метро, перспектива, о которой необходимо задуматься уже а наше время, когда население города резко увеличивается. В соответствии с генпланом 2005 года такое метро было протрассировано в городе и за его пределами. 1-я линия начинается от бухты Казачьей, далее через район Камышей в сторону центра – площади Восставших, через Корабельную сторону и в Инкерман. 2-я ветка крестовиной – от Балаклавы, через ул. Острякова, далее пересадочный узел на пл. Восставших и на Северную, в сторону Любимовки.


Учитывая рельеф местности трасса легкого метро может идти на поверхности, эстакадах и в подземном мелком заложении.


За расчетный срок легкорельсовый транспорт от 7-го км. идет на ЮБК, а с севера в сторону Евпатории. Таким образом мы сможем на далекую перспективу решить все транспортные проблемы города с учетом экологии.




Схема железнодорожного транспорта и легкого метро в Севастополе

Конкурсы

Учитывая, что наш город Севастополь стал большой всероссийской стройкой с огромной ФЦП, считаю важным и необходимым любые большие проекты вести через всероссийские или местные конкурсы. в том числе заказные. Это будет честно по отношению к городскому архитектурному сообществу, а также, чтобы не поминали лихом регулярно сменяемых губернаторов. Все должно происходить открыто, прозрачно и что очень важно для севастопольцев – честно.

Архитектор Георгий Григорьянц

27 апреля 2021г.


Поделитесь этой записью с друзьями

Сайт использует файлы cookies. Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.