Культурный комплекс на мысе Хрустальный — очередная архитектурная проблема Севастополя

Поделитесь этой записью с друзьями

Немного истории о проектировании в районе Артбухты и мыса Хрустальный. Это место всегда привлекало интерес архитекторов, так как оно является частью исторического центра города, а с другой стороны — зоной размещения режимных производственных предприятий. В 2017 году в городе прошел архитектурный конкурс, в котором первое место заняла работа севастопольского архитектора Елены Белоус. Она актуальна и сейчас, так как в ней правильно размещены основные объекты, указанные в конкурсном задании и сделан акцент на первостепенное развитие парковых территорий. В 2018 году по заказу Департамента Архитектуры Правительства Севастополя московским “Гипрогором” был выполнен проект планировки территорий от Карантинной до Артиллерийской бухт, судьба которого была полна разного рода скандальных ситуаций. Например, при полном неприятии проекта населением города на общественных слушаниях он был утвержден тогда действующим Губернатором, что явилось стартом для последующих стадий проектирования. Далее стали появляться проектные предложения для театра, музеев, образовательных комплексов, которые представляют собой пустую трату времени и средств, так как не решены собственно вопросы на уровне проекта планировки. Та программа, на основе которой он мог бы разрабатываться, требует корректировки как в части объемов строительства, так и возможных мест размещения основных объектов. Достаточно вспомнить проектные предложения по театру оперы и балета (почему-то австрийского архитектора), которые демонстрируют полное непонимание в целом города и места в частности.

При разработке новой версии проекта планировки следует учесть ряд недостатков проекта “Гипрогора”, к числу которых относятся:

— некритическое отношение к программе культурного кластера, которая была сформирована в недрах федеральных управленческих структур, в ней содержатся просто скандальные позиции, когда для Музея защитников Севастополя планируется общая площадь 3000 м2, а для так называемого служебного жилья — 29000 м2.;

— декларирование преобладания режимных (огороженных) объектов (школа музыкального и театрального искусства, хореографическая академия) при недостаточном развитии общественных пространств;

-гипертрофированные объемы основных культурных комплексов (театр — 25 т.м2,), что никак не соотносится с масштабом исторической части города;

-игнорирование требований города по размещению художественной школы Севастополя в комплексе с музеем изобразительного искусства;

— отсутствие главных планировочных связей между основными объектами и зонами территории;

— не выявлены новые парковые территории и набережные, что должно являться основным в проекте;

— в целом не решена транспортная схема с комплексным размещением парковочных мест и учетом вывода перехватывающей стоянки, работающей на весь центр города.

Положительным является то, что новая администрация города во главе с вр.и.о. Губернатора понимает вышеуказанные проблемы, это дает надежду на возможное выправление ситуации. Вместе с тем руководство города непонятно себя ведет по отношению к незаконному строительству на месте 54 завода. Совершенно очевидно, что возведение значительного по площади корпуса, скорее всего «служебного жилья», с профессиональной точки зрения полностью несостоятельно и представляет собой акт «градостроительного бандитизма».

Корректировку проекта планировки следует вести по ряду позиций, главными из которых являются состав объектов и их размещение.

Очевидным является то, что главенствующим звеном во всей программе культурного комплекса является тема памяти событиям ВОВ на территории Севастополя, особенно отчетливо это видно в год 75-летия окончания Второй мировой войны. Поэтому территория, примыкающая к памятнику Солдату и Матросу, должна служить местом комплексного мемориального комплекса, в состав которого войдут новый специализированный парк и музей Обороны и освобождения Севастополя. Его общая территория должна быть значительно больше той, которая указана в «московской программе». Наилучшее место для здания музея — площадка на месте сноса незаконно возведенного жилого дома и руин ранее начатого строительства музея 70-80 годов 20 века. В целом прослеживается формирование обширной функциональной зоны от обелиска «Штык и Парус» до здания нового музея, с разбивкой тематического парка и свободной ландшафтной зоны вдоль берега моря.

Тема Художественного музея отображена на участке, где ранее находился 54 завод МО РФ. Именно здесь идет незаконное строительство без общей планировочной проработки. При этом город несет огромные потери. Игнорируется историческая составляющая территории, утеряны ранее созданные террасы с зелеными насаждениями, не используются потенциальные возможности по связи нового музейного комплекса с существующими улицами города. Проектные предложения по зданию музея, выполненные более года назад («Арена» 2019г.) требуют коренного изменения по ряду позиций. Одна из них состоит в игнорировании просьбы города о включении в состав комплекса здания Севастопольской художественной школы (3000 м2 при ориентировочной площади музея 12000м2).

Самые объемные комплексы (хореографическая академия, школа музыкального и театрального искусства, 25000 м2 и 17000 м2, соответственно) явно гипертрофированы для условий Севастополя. Представляется, что эти площади подлежат корректировке. Оптимальным вариантом может служить единый образовательный комплекс на месте верхней площадки 54 завода, ориентировочная площадь которой составляет 2 га. (при плотности застройки 10000 м2/га здесь может разместиться более 20000м2 полезных площадей).

Самый значимый объект всего культурного кластера (25000м2) — театр оперы и балета может быть размещен на территории снесенного 24 завода, где есть значительно больше возможностей, по сравнению с площадкой, примыкающей к памятнику Солдату и Матросу. Между театром и яхт-клубом «Моби-Дик» существует возможность разбивки регулярного парка, который может быть объединен с общественной набережной вдоль моря.

В действующей программе отсутствуют пункты по формированию открытых общественных пространств, связанных с физкультурой и спортом, при том, что для этого есть возможности в зоне примыкающей к дороге, ведущей на мол. Особенностью спортивных зон (преимущественно плоскостные сооружения) является их регулярная заполняемость в отличии от таких объектов как театр, где представления проходят периодически. Таким образом, даже самые удаленные уголки большого культурного комплекса будут активно и круглогодично функционировать, что благоприятно для системы в целом.

Очень важна тема пешеходных связей между основными объектами и всей «культурной зоной» с берегом моря. При решении планировочной схемы необходимо большое внимание обратить на территории, примыкающие к культурному комплексу с юга. Там в настоящее время формируется жилая группа и ряд других объектов. Следует рассмотреть возможность создания центра первичного обслуживания (магазины, стоянки для личного и общественного транспорта). 

В любом случае тема формирования самого знакового для Севастополя градостроительного комплекса должна выйти на первый план с организацией встреч и обсуждений, первоначально с преобладанием представителей профессионального сообщества — архитекторов, работников, связанных с охраной памятников, природы, инженеров различных специальностей.

Пушкарев С.Г.

29.06.2020


Поделитесь этой записью с друзьями

Для реализации функций нашего сайта, а также для сбора данных о том, как посетители взаимодействуют с нашими сайтом, мы применяем различные инструменты, включая файлы cookie. Нажимая на «крестик» и закрывая данное сообщение, вы соглашаетесь с использованием нами таких инструментов для аналитики и организации поддержки.