1. В Севастополе существуют ряд значительных по площади стоянок для маломерных судов, самая большая из которых находится в устье Стрелецкой бухты. Функционально данные комплексы являются объектами местного уровня и обеспечивают потребности, прежде всего, населения Севастополя, в плавсредствах для отдыха и спортивного рыболовства. Заявленная идея о создании общероссийского и даже международного уровня яхтенного комплекса в Балаклавской бухте выглядит как субъективное желание не подкрепленное объективными предпосылками, особенно в свете восприятия Крыма со стороны многих стран современного мира.
2. Даже если отбросить геополитические взгляды на данный вопрос, существует много проблем на которые следует обратить внимание прежде чем принимать решение по такому сложному и объемному градостроительному объекту.
3. Балаклавская бухта является ярким примером уникальных природных явлений, которые могут быть отнесены к охраняемым историческим природным доминантам города, наряду с окружающими ее холмами и остатками Генуэзской крепости, а также ее охранной зоной. Охране подлежит как сама бухта с ее визуальными перспективами, так и исторически сложившиеся виды деятельности на акватории (водные связи малых судов с пляжами, рыболовецкая инфраструктура с ее причалами). Предлагаемый к реализации проект в корне меняет ландшафт местности, девальвирует основу главной достопримечательности Балаклавы — ее ансамбль природы и средневековой архитектуры.
4. Расчетный анализ позволяет определить, что большая часть бухты будет занята яхтами (ориентировочно, 10 га из 15 га самой бухты, пригодных для причальных стенок). Это означает повышение опасности загрязнения как морской воды, так и воздушного бассейна, так как все современные яхты оснащены двигателями на жидкостном топливе, используемыми при маневрировании.
5. Для эксплуатации целого яхтенного «поселения» необходимы такие ресурсы, как чистая водопроводная вода, условия для отвода и очистки использованных водных ресурсов, а также электроэнергия и, возможно, газовые сети. Если обострить оценку, речь идет о размещении жилого поселка на воде со всеми видами инфраструктуры, включая стоянки для автомобилей, в непосредственной близости от акватории бухты (так или иначе с обслуживанием «марины» будет связано значительное количество автотранспорта — гостевые стоянки, подвоз продуктов, оборудования и т.д.).
6. Формирование яхтенной стоянки на 600 мест повлечет за собой наличие мощной ремонтной базы, которая займет максимально ценные для общественного использования береговые зоны бухты. В целом суммарные нагрузки на ограниченные горами и морем территории возрастут многократно, что, очевидно, недопустимо.
7. Инициаторы проекта и его исполнители не учитывают социальную подоплеку ситуации, а именно, отношение местного населения к подобного рода инициативам. Очевидно, что для города эта «ахтенная марина» будет являться непомерным грузом, не улучшит, а ухудшит условия проживания, повысит социальную напряженность из за сталкивания интересов жителей Балаклавы (рыбаки, морские связи с пляжами) и имущественно и социально чуждых им владельцев запредельно дорогих «коттеджей под парусом».
Пушкарев С.Г. декабрь 2020 г.
Информация о слушаниях на сайте правительства:
https://dag.sev.gov.ru/obshchestvennye-obsuzhdeniya/4/https://dag.sev.gov.ru/obshchestvennye-obsuzhdeniya/5/