ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПО БОЛЬШОЙ МОРСКОЙ 27.09.2019

27/09/2019

Вр.и.о. Губернатора города Севастополя

Развожаеву М.В.


Уважаемый Михаил Владимирович!

В Союзе архитекторов Севастополя 23 сентября был рассмотрен проект благоустройства улицы Большой Морской (концепция) в г. Севастополе, разработанный архитектурным бюро «Wowhaus», и сделаны следующие выводы:


Градостроительный аспект


Исторический центр Севастополя является единым архитектурного ансамблем, со сложившейся структурой архитектурно-планировочных, транспортных и композиционных связей, системой благоустройства и озеленения. Не учитывая данного обстоятельства, представленная концепция выглядит вычлененным из общего градостроительного контекста фрагментом, практически с ним не связанным, а предложенная организация транспортного, велосипедного, пешеходного движения и обустройство прилегающих к улице Б. Морской территорий не обоснованы. В частности:

  • Уменьшение проезжей и стояночной части в пользу вело движения по ул. Большой Морской, являющейся на сегодняшний день одной из главных магистралей центра города, без понимания специфики транспортной ситуации в целом по району и при отсутствии альтернативных предложений, позволяющих обеспечить такое изменение – безответственно!
  • Предложения по организации пешеходного движения на площадях Лазарева и Ушакова с использованием островков безопасности под площадки отдыха, внутри колец напряженного транспортного движения сомнительны и требуют устройства дополнительных переходов, что существенно осложнит движение транспорта.
  • Вместо предложений по восстановлению бровки склона и раскрытия вида на Южную бухту с площади Ушакова, проектом предлагается еще большее загромождение видовой площадки устройством перголы.
  • Анализ существующих зеленых насаждений проведен поверхностно, подбор растений предложен без учета местных почвенно-климатических условий.

Исторический аспект


Проектирование ведется в границах исторического поселения, что накладывает обязательства по сохранению планировочной структуры, объемно-пространственной организации улицы и площадей, а также их стилистику, масштаб, колористику, озеленение, характерные для данной исторической среды. Однако в представленных материалах предлагаются однотипные унифицированные проектные штампы, использование которых является одним из модных ныне проявлений глобализации, ведущей к утрате индивидуального «лица» города, что недопустимо для Севастополя, как исторического поселения. Представленный проект являет собой образец подобного подхода к обустройству и оформлению исторически ценной городской среды, который проявляется в следующем:

  • Не учитываются в полной мере заложенные при восстановлении города выверенные пропорции в соотношениях высоты зданий к ширине проезжей части и тротуаров, глубине курдонеров, масштаба площадей к масштабу застройки, бульваров и скверов их формирующих.
  • Принятая в проекте стилистика малых форм, элементов благоустройства и городского дизайна резко диссонирует с исторически сложившейся архитектурной средой.
  • Предложения по введению цвета и разнообразных узоров и рисунков тротуарных покрытий (волны, арабский орнамент и т.д.) вступает в явное противоречие с архитектурой исторически ценных зданий.
  • Предложения по благоустройству улицы Большой Морской должны быть увязаны с предложениями по реставрации фасадов зданий, проектирование которых осуществляется в настоящее время.

Административный аспект


На примере рассматриваемого проекта отчетливо видно отсутствие общей координации комплексного процесса по формированию городской среды, начиная от выбора объекта проектирования, участка под его размещение, и выдачи Технического Задания на проведения тендера и последующее проектирование, в котором проектировщику должны быть поставлены четкие цели и задачи и основные требования к разработке документации с учётом местной специфики. В этом – прямая обязанность Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя, от исполнения которой ДАиГ в последние годы полностью устранился.


Выводы и предложения:

  1. Работа выполнена претенциозно на крайне низком профессиональном уровне и не может являться основой (даже концептуально) для проведения в последующем работ по благоустройству и озеленению улицы Большая Морская.
  2. В целях исправления сложившейся ситуации и формирования полноценного ТЗ, необходимо провести в ближайшее время открытый архитектурный конкурс.
  3. В дальнейшем, на всех стадиях проектирования, начиная от составления ТЗ, надо подключать местных специалистов: архитекторов-градостроителей, историков, экологов, транспортников и др. заинтересованных инженеров и специалистов. Опыт последних лет показывает, что без их знаний проекты, выполненные иногородними организациями, как правило, не отвечают требованиям комплексного развития территорий города.
  4. С этой целью, желательно реорганизовать ДАиГ и подведомственный Департаменту институт таким образом, чтобы обеспечить взаимодействие с местными специалистами по управлению процессом формирования в Севастополе комфортной и высоко эстетичной городской среды.

Союз архитекторов Севастополя

27.09.2019